PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. Знакомство с книгой.

14.08.2014 . Автор: PsychOlga

Мы и наши дети Мне эту книгу посоветовала подруга. Не то, чтобы сильно нахваливала, но постоянно на нее ссылалась. Подруга – мама троих детей, поэтому ее мнение очень ценно для меня. У этой же самой подруги я и взяла почитать книжку. Надо срочно-срочно писать отзыв, пока впечатления свежи.

Книга небольшая, я прочитала за 2 дня, но если читать запоем, то можно и за один. Год издания – 1988, но впервые она увидела свет на русском языке в 1980, а на немецком – в 1978 году. Я указываю год, чтобы сделать поправку на “современность”. Многое из изложенного в книге, сейчас воспринимается как норма, а тогда считалось ужасной дикостью. Также наука с тех пор шагнула вперед, и кое-что устарело, а на смену ему пришло новое и свежее. Тем не менее, книга остается невероятно актуальной и ценной и по сей день. Если бы я увидела ее в современном обличье, я бы и не подумала, что она написана так давно. А опыт, которым делятся авторы, приобретался еще раньше, в 60-70-х годах прошлого века.

С первых же страниц книга завлекает интересным, нескучным языком. Авторы книги, родители семерых детей, делятся опытом воспитания и развития своих детей. И у меня язык не поворачивается назвать это “ранним развитием”, потому что всё настолько естественно и природосообразно, что впору назвать это не ранним, а своевременным развитием. То, что авторы делятся сугубо своим опытом – один из несомненных плюсов книги. Во-первых, потому что отсутствует назидательный тон, превознесение своих достижений. Авторы охотно делятся не только достижениями, но и ошибками. Это приближает их к обычному читателю, который понимает, что они – такие же люди, как и он сам, а значит, и ему всё это под силу. Во-вторых – нету привычного для околопсихологической литературы “универсального рецепта счастья”, а это по меньшей мере честно. Бывает, что читаешь какую-то умную книгу типа “как стать счастливым” или “как находить общий язык с детьми”, а там на каждой странице описана какая-то идеальная ситуация про идеальных людей. И, сравнивая себя с идеалом (и неизбежно проигрывая ему), думаешь: “ох, как это всё сложно, не стоит и браться”. Книга Никитиных такого ощущения не оставляет, а наоборот, побуждает пробовать и придумывать своё.

Вообще в книге отсутствует набор каких-то методик и техник. Описанный авторами подход – это скорее система мировоззрений, которая находит применение не только в физическом развитии детей (на что делается основной акцент в книге), но и в уходе за ребенком, поддержании его здоровья, нравственном воспитании, трудовом воспитании, и во многом другом. И эта система мировоззрений опирается не только на мощную родительскую интуицию (вообще всю книгу я бы описала как гимн родительской интуиции), но и на научные данные и огромную долю здравого смысла. Каждый шаг, описанный в книге, подкреплен информацией, которую авторы искали и находили.

Если и говорить о том, что книга – про “раннее развитие”, то это – раннее развитие в самом хорошем его понимании, а именно – развитие, не оторванное от реальной жизни ни физически (в отличие от изолированных одновозрастных “развивающих” групп), ни по содержанию (в отличие от абстрактных знаний, не связанных с реальными жизненными ситуациями и навыками). Примеры, описанные в книге, не выглядят и не являются родительской придурью типа “воспитаю вундеркинда, пусть все видят, что он самый умный, сильный и т.п.”. Нет никакого “натаскивания”, а развитие вплетено в повседневную жизнь и решение разных жизненных задач.

Конечно, помимо положительных впечатлений, книга оставила у меня и вопросы.
Например, я не совсем поняла, зачем учиться читать в полтора года. Авторы дают на это такой ответ: чтобы узнавать много информации еще до школы и не донимать родителей просьбами “почитать”. А если получать ту же информацию от родителя-рассказчика? Если бы у Никитиных была возможность самим читать своим детям, стали бы они учить детей читать так рано? Или нет?
Или вот зачем заканчивать школу в 13 лет? Чтобы раньше поступить в институт? А зачем раньше поступать в институт? Чтобы раньше выйти на работу? А зачем раньше выходить на работу? Чтобы что? Ну допустим, чтобы иметь возможность делать то, что нравится. А может, лучше учиться в обычном темпе, но, обладая бОльшим свободным временем, делать то, что нравится, в школьные годы? Мне эта книга ответа на этот вопрос не дала, хотя, вероятно, у авторов он есть.

Как я уже отметила, основной упор в книге делается на физическое развитие детей. Также есть главы о трудовом и нравственном воспитании детей. Но почти ни слова нет о развитии творческих начал. Я не нашла рассказов о том, что создавали дети (и речь, конечно же не о фартучках), что творили. Я не хочу преуменшать значимости физического развития и воспитания, но для меня не менее важно умение рисовать, лепить, музицировать, писать стихи (а не только сценарии к детским спектаклям), и иначе творчески себя выражать. И главное тут для меня – не результат, а процесс (даже если это исполнение чужих музыкальных произведений или спектаклей), погружение в который приближает человека к постижению смысла жизни, пониманию счастья и радости. И хочется дать детям возможность и способность это почувствовать и попробовать. И эта важная сфера жизни в книге практически отсутствует, жаль.

Общее впечатление о книге осталось у меня очень приятное. Спасибо авторам за их опыт и за их труд, за уважение к читателю и ответственность перед ним, за непрерывный творческий поиск.


Комментарии (5) на запись «Л. и Б. Никитины. Мы и наши дети. Знакомство с книгой.»

  1. comment number 1 by: Елена

    Спасибо за отзыв Оля. захотелось прочитать. А то я кроме Гиппенрейтер Юлии Борисовны ничего о воспитании и не читала. Правда перечитываю ее книги постоянно, потому что периодически съезжаю на модель поведения своих родителей, и когда ловлю себя на этой мысли, вспоминаю о ней (о Гипенрейтер).

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    О, надо повесить список книг о детско-родительских отношениях. Спасибо за идею!

    Ответить

  2. comment number 2 by: Елена

    да, давайте! ))

    Ответить

  3. comment number 3 by: olgalubich

    Спасибо за отзыв, Оля. Интересно взглянуть под другим углом на книгу, которую читала, ожидая рождения сыночка более десяти лет назад. Мне тогда особенно помогли главы о грудном кормлении.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Пожалуйста, Оль, рада быть полезной)

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт