PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Про раннее развитие

01.06.2014 . Автор: PsychOlga

Вот этот текст я написала за год до рождения ребенка.

Я иногда в чисто профессиональных интересах почитываю мамские сообщества. Недавно мне попалась тема про то, что ребенка в год и 8 месяцев начали водить в развивалку какую-то, и он начал болеть. Вопрос мамы состоял в том, стоит ли продолжать водить его дальше, или перестать водить куда-либо до садика. Кто-то из отвечающих сказал так: конечно, продолжайте водить сейчас, пусть переболеет всеми болячками до садика, и вообще, ему же в садике придется общаться с детками, пусть сейчас готовится.

Это была как бы иллюстрация. Я вообще не имею привычки критиковать всякие родительские подходы. Пусть каждый конкретный родитель разбирается сам со своими конкретными детьми, если кому-то понадобится мое мнение – меня спросят, и я его скажу.

Но вот что меня возмутило, так это сама идея о том, что ребенку постоянно надо к чему-то готовиться. Когда какая-то мама не хочет отдавать ребенка в школу, то другие мамы налетают как коршуны: “Социопата хочешь вырастить?” “Как же он будет адаптироваться в обществе?” (Про социализацию школьников я писала здесь).
Если мама не хочет водить ребенка в садик, то ей говорят: “А как же он будет общаться с детьми в школе? Ему же надо готовиться к жизни в коллективе!”
Вот и здесь. Оказывается, перед тем, как отправить ребенка в садик, его нужно ПОДГОТОВИТЬ. О как. С полутора лет таскать ляльку, которая еще сосет мамину сисю и играется кастрюлями и пакетами из-под сока, в компанию других детей, чтобы в садике он мог АДАПТИРОВАТЬСЯ к коллективу. (Я вообще молчу о самих развивающих занятиях, да вы и так всё знаете).
Продолжая логическую цепочку, хочу сказать: а чо, почему вы готовите детей к детскому саду, но не готовите к подготовке к детскому саду? Он же в полтора года придет в развивалку, а там кругом чужие дети, как он неподготовленный будет с ними общаться? Давайте в полгода отдавать всех в ясли, а лучше с рождения, чтоб привыкали быть в коллективе.

Это было бы смешно, если бы не было так грустно, нелепо и бредово. Почему дети всегда должны к чему-то готовиться? Почему родители должны их всегда к чему-то готовить? Любить здесь и сейчас, любить детей такими, какие они есть, уже не катит? Удовлетворять потребности развития и переходить к чему-то новому тогда, когда организм созрел, а не “раньше всех, чтобы другие мамы обзавидовались” уже не катит? Откуда вот это представление о ребенке как о заготовке, которую надо постоянно улучшать? Разве дети не совершенны вот прямо сейчас?

И недавно я про него (текст) вспомнила, потому что меня на площадке пару раз спрашивали: а вы на занятия не ходите?
Ходим ли мы на занятия? Нет. Потому что я смотрю на свою крошку и вижу, что ей это не надо. Она очень мамская, но при этом прекрасно умеет занимать себя сама. Кроме того, что я не вожу ее на занятия, я – о ужас! – дома с ней ничем не занимаюсь. Ну, то есть, я читаю ей книжки (когда она сама их мне тащит), я занимаюсь домашними делами при ней или с ней (реже), разговариваю, комментирую свои действия и происходящее вокруг, называю предметы. Стою рядом, когда она пытается куда-то залезть. Валяюсь-обнимаюсь с ней, хватаю, переворачиваю вверх ногами, катаю на руках, ногах и спине. Я не считаю, что это “я с ней занимаюсь” и “я ею занимаюсь”. Я не ращу гения и вундеркинда, я сама в детстве была гением и вундеркиндом, и я ненавижу свое детство за это (а в итоге всё равно выросла серая посредственность). Я хочу, чтобы ребенку было комфортно с самим собой, чтобы он чувствовал себя в безопасности и уверенности, что мама рядом, чтобы у него было достаточно любви. В любом возрасте. Мне важнее, чтобы он умел и не боялся нормально выражать эмоции, чтобы свободно чувствовал себя, чем опережал ровесников в каких-то умениях.

Я не хочу впихивать в ребенка то, что ему не надо. Я не хочу за ребенка решать, чем ему заниматься. И я не хочу, чтобы мир вертелся вокруг ребенка и моя жизнью вокруг него вертелась. Я не хочу отбирать у ребенка такое важное умение находить себе занятия и заниматься ими самостоятельно. При этом я даю ей столько контакта, сколько ей надо, и даже больше.
Мне категорически не близок такой подход, когда ребенка пытаются “доделать”, когда его неготовность и отсутствие интереса к чему-то воспринимают как сигнал о том, что надо этому специально учить, создавая искусственно среду для этого. Мы же не тянем растение вверх, чтоб оно быстрее росло.

Продолжение следует.


Комментарии (4) на запись «Про раннее развитие»

  1. comment number 1 by: Елена

    со всем согласна. целиком и полностью.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Спасибо!

    Ответить

  2. comment number 2 by: Оля

    Оля, почему ты считаешь, что выросла посредственностью?

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Потому что я родилась быть свободной, а обстоятельства с 3 лет загнали меня в систему, которая была полной противоположностью моих потребностей и представлений о том, какая должна быть жизнь. До сих пор избавляюсь от последствий.

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт