PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Как хорошо уметь читать

20.11.2012 . Автор: PsychOlga

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Наверное, многие мои ровесники (плюс-минус) помнят это короткое стихотворение еще со времен младшей школы. Несмотря на то, что я сама научилась читать чрезвычайно рано, этот стишок всегда вызывал и вызывает во мне приступ странного отвращения.

Такие же эмоции я испытываю, вспоминая почти всю литературу тех лет для младших школьников. Среди нее трудно найти рассказы, свободные от поучений, сравнений, пристыживаний.
Может, так оно и надо было – все они содержали воспитательный элемент, но реализован он был топорно, однообразно и чересчур прозрачно: через культ “взрослых детей” (существование такого культа – не мое личное наблюдение, но ссылка потеряна), четкое разделение “что такое хорошо и что такое плохо”, стыд и страх оказаться “не таким”. Навскидку: Мальчиш-Кибальчиш, разного рода Зои Космодемьянские, Ганя-рёвушка, мальчик_не_умевший_пришить_заплатку, общество чистых тарелок, спасение детьми деревьев от мороза, мальчик_помиривший_родителей…

Ни о каких уважении индивидуальности, терпимости к незнанию и неумению, свободе поступков и эмоций не могло быть и речи. Понятие “хороший ребенок”, “послушный ребенок” вписывалось в узкий коридор удобного взрослым поведения: делай всё сам, делай это сразу хорошо и не отсвечивай (хвастовство и зазнайство тоже не приветствовалось, даже если для этого были основания).

А уметь читать – оно, наверное, хорошо, но только ли мне одной мерещится ребенок, который слоняется от одного родственника к другому, и до которого никому нет дела?..


Комментарии (6) на запись «Как хорошо уметь читать»

  1. comment number 1 by: Елена

    ну да. Тебе не мерещиться Оль. я даже сама ловлю себя на мысле о том, что не могу принять современную систему образования в начальных классах. ведь там все построено на взаимодействии родителя и ребенка….раньше мы делали все задания сами. а теперь детям нужно уделять время. причем очень много.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Детям родительское внимание нужно не только теперь, оно было нужно всегда, только вот не всегда была такая возможность у родителей. Оттуда, я думаю, и пропаганда ранней самостоятельности. Сейчас, слава Богу, ценности в обществе изменились, и многие предпочтут побыть с ребенком вместо того, чтобы гладить пеленки с 2 сторон и каждый день мыть пол.
    Я ничего не имею против того, чтобы домашнее задание ребенок делал сам. Но, как бы то ни было, ребенку нужны мама и папа, и он их внимание завоевывает любыми способами.

    Ответить

  2. comment number 2 by: Елена

    Да. только вот родителям, которые выросли в голове с мыслью, что дети должны учиться совершенно самостоятельно, без всяких там совместных заданий..(потому что они так в своем детстве привыкли сами). трудно перестроиться….
    и все таки современная программа школьная могла бы быть и попроще. Мне кажется совершено не обязательно чтобы ребенок умел читать и писать к 1 классу. у многих старших дошкольников потребности в этом совершенно нет…а в саду их уже этому учат. А в первом классе они уже пишут диктанты и читают тексты на скорость….зачем это?

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Это и правда ужас-ужас. Плюс всякие творческие задания, с которыми ребенок ни за что сам не справится, в итоге выходит соревнование между родителями (в детских садах та же петрушка, кстати). Плюс элементы, лишенные начисто и целесообразности, и здравого смысла, такие как фонетический анализ слова, когда слово записывается не буквами, а звуками, в итоге дети поголовно начинают делать ошибки в письме, т.к. путаются. Хотя цель же – научить ребенка правильно писать, нафига огород городить? Про вред “раннего развития” я вообще молчу, т.к. по этому поводу уже многие психологи высказались. Может и напишу как-нибудь. Так что я тоже в печали.

    Ответить

  3. comment number 3 by: Елена

    я вижу в этом только один здравый выход: адекватно относиться самим родителям к недостаткам системы образования детей. Т.е.
    1. не терзать дитё, не требовать от него то, чего ему пока не доступно, пусть он делает то, что может, то к чему готов, к чему созрел. уверенна что 3ка за красоту письма или скорость чтения не сыграет в жизни ребенку определяющую роль. при условии что сами родители к этому нормально относятся. с пониманием.
    2. Действительно видимо нужно делать некоторые задания совместно с ребенком. Как это не печально признать, но он сам не справится сегодня в школе. главное ещё самим родителям понять суть заданий ))))) а то порой сидишь.. читаешь и ни че не понимаешь ))))
    3. не стремиться ставить во главу угла хорошие оценки. главное не они, а здоровье ребенка. его настроение идти в школу и желание учиться. Т.е. если ребенок не успевает физически сделать какие-то задания… сделать их в другой день. ничего не умрет эта учительница если кто то не приготовиться…сделает чуть позже. Нормальный учитель все поймет, если ему объяснить, ну а ненормальный… здесь мы увы бессильны )))) вобщем калечить здоровье и психику ребенку ради оценок – это на мой взгляд самая большая ошибка родителей.
    итого: принимать реальность и адаптироваться к ней.. кто как сможет ) вот

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Очень согласна.

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт