PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Первосентябрьский пост. Про социализацию

01.09.2012 . Автор: PsychOlga

Первосентябрьский пост пока еще не стал традиционным, в этот раз я его публикую “задним числом”. Закрываю дырки, так сказать. Сегодня я хочу поделиться размышлениями о модном на сегодняшний день понятии “социализациия”.

Чаще всего социализацию называют одной из главных причин того, что ребенку необходимо ходить в детский сад (о нем я сегодня не буду) и школу. На этот счет у меня есть некоторые сомнения. Если руководствоваться логикой тех, кто считает, что сад и школа – адекватные институты социализации, то самыми социализированными людьми должны быть выпускники детских домов и интернатов. На эту тему хорошо написала психолог Татьяна Губина, которая много лет работала в детском доме.

Я думаю, что люди, говоря о социализации, не совсем понимают, что они имеют в виду. Я понимаю социализацию как овладение социальными навыками, т.е. навыками взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях. Может ли школа дать ребенку то разнообразие людей и ситуаций, которые ему потом попадутся в жизни?

Ситуация, когда много маленьких и одинаковых слушают одного большого и главного, и делают то, что он говорит, вовсе не кажется мне социализирующей. Во-первых, отсутствует взаимодействие друг с другом. Во-вторых, в большинстве случаев отсутствует взаимодействие с учителем, есть только воздействие (субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, которые постулируются в современной педагогике – это миф). В-третьих, ситуация крайне далека от “реальной жизни”. Если сравнивать школу и жизнь, то получится, что школа способна адекватно подготовить человека либо к армии, либо к тюрьме.
Даже на переменах свободное взаимодействие с людьми очень далеко от жизни: одновозрастная постоянная компания, находящаяся в пространственно-временных ограничениях – неважная модель жизни будущего взрослого. Один акт самостоятельного похода в магазин гораздо лучше социализирует ребенка, чем целый день в школе.

А что же делать, спросите вы, где альтернатива? Что делать – решать вам, выбор у нас всех невелик. Но пожалуйста, перестаньте бросаться этим словом. Школа ничего общего с социализацией не имеет.


Комментарии (7) на запись «Первосентябрьский пост. Про социализацию»

  1. comment number 1 by: Елена

    Для меня очень актуальная тема. была бы у нас в городе какая-нибудь частная школа, с минимальным количеством учеников в классе, или вообще индивидуальное обучение – я бы отдала ребенка туда. но у нас в городе такого нет. и поэтому мой ребенок через год пойдет в обычную среднюю школу. Я не знаю как ему там будет. Получит какой-то свой опыт. Я согласна с тобой Оля, и в том что школа не самый лучший способ социализации, точнее в том что её вообще нельзя таковой назвать и вообще в её пользе. Школа на мой взгляд учит только одному: в жизни иногда бывает так, как тебе не хочется, в жизни встречаются жестокие люди, никто не обязан тебя любить….хотя о чем это я.. это сугубо мой опыт. который мешает мне позитивно настроится на будущее обучение моего сна в школе ((( потому что если бы меня спросили, хотела бы ты ещё раз пойти в школу? я бы сказала “нет!”. а хотела бы в институт? “ДА!” ))) там я чувствовала себя человеком!!! надо как то настраиваться на позитив ))))) будет не справедливо, если мое отношение к школе передастся сыну

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Я тоже не хотела бы еще раз в школу ((((( Надеюсь, к тому времени, как мой ребенок достигнет школьного возраста, появятся какие-то альтернативы классно-урочной системе, ну или хотя бы общество начнет более лояльно относиться к домашнему обучению и экстернату.

    Ответить

    Totoshcka Reply:

    Я вот только сейчас поняла , прочитав пост, что сама я была очень счастлива, когда закончила школу и поступила в институт, потому что исчезло некое давление и мне больше не нужно общаться и вообще видеться с людьми, угнетающими меня и смеющимися надо мной. В школе других не было, но меня и не научили как бороться с насмешками:( а в институте я узнала, что бывает не просто по-другому, а координально наоборот. Я обрела свободу в общении и друзей. Правда пока что так и не научилась, что делать, если надо мной смеются и издеваются, но такого периода как школьные 10 лет со мной больше не повторялось.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Привет! Рада видеть )

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Прочитала твой комментарий и вспомнила, что все мои школьные годы мысль “Кто все эти люди?” не покидала меня. Я уже как-то писала здесь про социальный кретинизм, и ни сад, ни школа меня от него не излечили.

    Ответить

  2. comment number 2 by: Елена

    я так тоже думала….только ничего не изменилось )))))))))))) хотя.. в больших городах обычным средним школам есть неплохие альтернативные частные небольшие школы. но жить там….в мегаполисах, совершенно не хочется

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    И мне не хочется

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт