PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Первосентябрьский пост. Нелегкая судьба хорошиста

01.09.2011 . Автор: PsychOlga

Связанная запись

Как известно, все ученики делятся на 4 группы: отличники, хорошисты, троечники и двоечники. И отношение к ребенку часто зависит от того, какие оценки у него преобладают.

Отличник – это «звезда», надежда родителей и учителей, объект постоянных похвал. Отличником быть тяжело – каждая четверка воспринимается окружающими как досадное недоразумение, и они сочувственно кивают головой: «Ну как же так получилось?» Но это с лихвой окупается постоянным осознанием того, что ты вне конкуренции.

Троечник – это человек, от которого все отстали. Пожалуй, самый счастливый из всех 4 типов. На троечника редко давят тем, что он может и лучше. Родители и учителя довольствуются хотя бы тем, что тройки устойчивы и не пытаются превратиться в двойки.

Двоечник – это «больной», «ненормальный». У двоечника всегда есть внешнее оправдание его двойкам. Или асоциальная семья, которая не дает условий для учебы. Или есть хроническое заболевание, которое мешает ему учиться. Или отец – «бандит». Или «бандит» он сам. От двоечника тоже все отстали.

Но есть еще одна группа, о которой мы поговорим поподробнее. Это «хорошисты». Даже само слово «хорошист» звучит противно, и от него веет унизительной оценочностью. Хорошист – это середнячок. Ни рыба ни мясо. Четверка – недо-оценка. Двойками и колами гордятся чаще.

«Он у вас отличник?» – «Нет, хорошист» – «А почемуууу?» Согласитесь, мало кому придет в голову спрашивать, почему ребенок отличник. Или почему он троечник. А почему хорошист – нормальный, обычный вопрос.
Взрослый говорит: «Он хорошист», почти всегда имея в виду: «Раздолбай, совсем не старается, может ведь учиться на пятерки, но не хочет». Эти слова редко произносятся с гордостью и радостью за любимое чадо.

Хорошист всегда живет под давлением: «Ну, давай ещё чуть-чуть, разве ты не можешь дотянуть до пятёрки?» И мало кого волнует, что не может. Еще меньше волнует, что не хочет – по каким-то своим причинам, но они ведь есть. Если хорошист – старший ребенок в семье, то такое отношение случается чаще.
Тем временем, хорошист учится так, как может. Или как хочет. Может, он не хочет прилагать больше усилий, чтобы не превращать учебу в трудное и неприятное дело. Или чтобы не вызвать у отличников ощущения конкуренции и негатива в свой адрес. Или потому что много сил отнимает «музыкалка» или «художка».

За отличников радуются, потому что они могут. За троечников радуются, потому что они могут хоть так. За хорошистов почти никто не радуется – их подгоняют, подгоняют, подгоняют. От них требуют, требуют, требуют. Лет до 11-12 это работает. Но, входя в подростковый возраст, хорошист может дать реакцию протеста и превратиться в троечника.

Если хорошист всё-таки делает над собой усилие и сводит количество четверок к минимуму, то находящиеся в классе отличники начинают ощущать дыхание в спину. Им не хочется делить пьедестал с кем-то еще, они видят возле себя конкурента, претендента на первенство. Конечно, никому не хочется иметь врагов. Это еще одна причина, почему «хорошисты» не стремятся учиться лучше.

Наверное, каждый хорошист хочет слышать: «Ты молодец». Хочет, чтобы взрослый, узнав о его оценках, не спросил «А почему не пять?», а сказал: «Я рад за тебя!» Хочет, чтоб на вопрос знакомого «Как учится ваш ребенок?» родители ответили: «Хорошо учится! Старается!»

Может, пора начинать?..

Опубликовано в газете “Скажи мне…” №17, 30 сентября 2011 года.


Комментарии (3) на запись «Первосентябрьский пост. Нелегкая судьба хорошиста»

  1. comment number 1 by: Alex Savochkin

    Ну, лично я непременно так и буду делать лет через восемь-десять. Может ещё буду делать как у Милицкого описано (http://u2s.su/6a), если самому ума хватит.:) Оценочное мышление вообще зло, уж сколько раз на себе проверял в музыкалке, да и обычной школе.

    Хотя… В 11-м классе меня по некоторым причинам освободили от экзаменов, а по физике выходила тройка по оценкам. Пошёл, договорился с физиком о персональном задании для годовой четвёрки, выполнил, получил. Во-первых, заканчивать физмат с тройкой по физике было как-то стыдно, вроде ж неплохо понимал предмет. Во-вторых, здоровый понт: у Виктора Иваныча Кема не каждый заканчивал год с четвёркой. Наконец, оставшаяся от музыкалки привычка: играть можно как угодно, но финал должен срывать аплодисменты.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Тоже грешу этим: таки у меня аттестат с отличием.

    Ответить

  2. comment number 2 by: Alex Savochkin

    А когда защищал диплом в ВУЗе, на всём потоке не было второго такого пофигиста, как я. ВУЗ не школа: в мой диплом потом никто и никогда не смотрел, а уж в приложение с оценками и тем более.

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт