PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Р.П. Ефимкина. “Пробуждение спящей красавицы”.

08.06.2011 . Автор: PsychOlga

Ефимкина Пробуждение спящей красавицы На “женскую” тему я, кажется, плотно подсела, и, кажется, слезу еще не скоро. Сегодня хочу представить вам новый обзор (если мои писульки вообще можно назвать обзорами). Книга, о которой я собираюсь рассказать, носит романтичное название “Пробуждение спящей красавицы”, а подзаголовок ее звучит как “Психологическая инициация женщины в волшебных сказках”. Смысл этих умных слов мы разберем по ходу повествования.

Автор книги, Римма Павловна Ефимкина, честно признается, что в основе книги лежит ее кандидатская диссертация. На самом деле, от текста веет некоторой “академичностью”, а всяческие сравнительные таблички и ссылки на серьезных авторов дают читателю понять, что перед ним серьезный научный труд, а не просто “размышления на тему”.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему все волшебные сказки так похожи друг на друга? В поисках ответа на этот вопрос автор пришла вот к чему. Каждая сказка – это символическое описание жизненного пути героя, и речь тут идет не о внешних событиях, а о его внутренних трансформациях. Человек развивается по каким-то общим для всех людей законам, поэтому сказки тоже имеют общие “законы” строения. Эти законы описаны в первой главе. Автор делает предположение, что околосмертный опыт сказочного героя, будь то путешествие в гости к Морозко или купание в кипящем молоке, есть ни что иное, как метафора обряда инициации, после которой герой возвращается к нам в новой роли, наполненный новыми качествами.

Чтобы сравнить обряд инициации с волшебной сказкой, автору понадобилось изучить работы этнографов, посвященные этому вопросу. Результатами этих исканий она делится с читателем во второй главе. Там же она делает предположение, что обряды инициации необходимы и современному человеку, который этого лишен, и поэтому испытывает какие-то проблемы при переходе из одной жизненной стадии в другую. Мало ли вы встречали “вечных девочек”, “вечных девушек”, “вечных женщин-в-расцвете-сил”, находящихся в конфликте со своим реальным возрастом, неспособных повзрослеть, “созреть” или достойно принять старость?..

Далее рассматривается подход разных специалистов к проблеме психологического кризиса, сопоставляются понятия “нормативный возрастной кризис” и “инициация”. Автор приходит к выводу, что в рамках этой работы их можно считать синонимами.

В следующих главах автор еще раз напоминает нам структуру волшебной сказки, обозначает критерии отбора сказок для своего анализа и вводит классификацию персонажей сказки, их характеристику сначала в отдельности, а потом и во взаимодействиях друг с другом. Здесь уже на примерах классических (с точки зрения содержания) сказок показаны положительные и отрицательные инициации героинь, стабильные периоды, роль разных персонажей в этих инициациях. Пройти все три инициации позитивно может только главная героиня. Как и в сказках, в жизни далеко не все выбирают этот путь…

Наиболее интересной для меня является заключительная глава книги, где автор делится опытом работы с женщинами с помощью сказкотерапии. Женщины сами придумывают “сказку” про себя и разыгрывают ее “в лицах”. Здесь больше “живого” материала, чем ремарок автора. Потому что почувствовать легче, чем понять.

Тема инициаций в последнее время очень откликается мне; читая эту книгу, я делала ремарки на полях и пару раз ловила себя на инсайтах, поняла какие-то важные для себя вещи. Это, несомненно, станет мне полезным и в жизни, и в профессии.


Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт