PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

С. А. Шефов. Психология горя. Впечатления о книге.

22.02.2011 . Автор: PsychOlga

Шефов Психология горя Когда меня спрашивают, что самое трудное в моей работе, я отвечаю: помощь людям, пережившим горе, потерю, смерть близкого человека. Трудно не только сопереживать чужой боли, которая может зашкаливать, но и оказывать помощь – ведь зачастую не знаешь, чем помочь. Кажется, что помочь нельзя вообще ничем, кроме слов сочувствия и поддержки.

И отчасти это так и есть, ведь помощь горюющему человеку отличается от помощи всем остальным. Не существует техник и приемов, способных ускорить проживание горя, готовых моделей ведения беседы, каких-то профессиональных хитростей, которые бы облегчили боль от утраты. Можно лишь пройти вместе с горюющим этот трудный путь, помогая сделать очередной шаг и не увязнуть на середине. А для этого нужна не только чуткая душа, но и знание.

Этим знанием делится с нами С. А. Шефов в книге “Психология горя”.

В книге немногим больше 100 страниц, но, несмотря на небольшой объем, информация хорошо структурирована. В первой части книги автор рисует картину нормального и патологического горя, описывает стадии переживания утраты, сопоставляя и обобщая данные из разных источников. Примеры из жизни делают эту картину ясной и завершенной. Также автор указывает на то, что в горе есть смысл, что при нормальном протекании оно способствует позитивным изменениям в личности и жизни человека.

Во второй части автор перечисляет принципы, стратегии и методы помощи в горе и дает практические рекомендации по психологической помощи на разных стадиях переживания утраты. Эта часть о том, как следует себя вести и что говорить в присутствии умершего, а также о том, чего следует избегать. Особое внимание автор уделяет роли ритуалов и религии.

Третья часть посвящена психологии детского горя. Существуют весомые отличия между гореванием взрослого и ребенка, кроме того, дети разного возраста переживают горе по-разному. Автор называет возможные реакции детей на утрату и возрастные особенности переживания горя детьми, и дает практические рекомендации для взрослых.
В этой части даются ответы на такие неоднозначные вопросы как: говорить ли ребенку о смерти, вовлекать ли в процесс оплакивания и подготовки к похоронам, брать ли с собой на похороны, разговаривать ли с ним об умершем. Кроме объяснения необходимости решать эти вопросы в положительную сторону, автор говорит о конкретных действиях при разрешении каждого из них.
По материалам этой части книги мной был подготовлен информационный бюллетень “психология детского горя”, который можно предложить родителям и учителям детей, перенесших утрату.


Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт