PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Мать. Архетипический образ в волшебной сказке. Впечатления о книге.

24.12.2010 . Автор: PsychOlga

Биркхойзер-Оэри МатьЧестно признаюсь, “Мать…” – первая и пока единственная книга по юнгианской психологии, которую я прочитала. В книжном магазине я “запала” на название: во-первых, мне с некоторых пор интересны всяческие иносказания, метафоры и аллегории; во-вторых – меня привлекает всё, что связано с образом женщины, реальным или сказочным.

Сразу скажу, “Мать…” не относится к “психологии для домохозяек” (как метко охарактеризовал научно-популярную литературу один московский профессор). Человеку, который не знаком хотя бы поверхностно с юнгианской психологией, будет трудно вникнуть в суть текста. Эта книга – из тех, которые нужно читать долго и вдумчиво (по-другому не получится), постоянно связывая содержимое глав друг с другом и с тем, что уже знаешь. А мягкая обложка с лебедем и куколкой лишь сбивает с толку (как сбила она с толку и меня, рассчитывающую на легкое чтиво в самолете).

Как гласит информация об авторе, Сибилл Биркхойзер-Оэри пришла к психоанализу в возрасте 46 лет. Кроме частной практики, она написала множество статей на тему материнского архетипа, которые в итоге стали этой книгой.

Приключения сказочного героя – это символическое представление жизненного пути (или его части) реального человека. А сказочные персонажи, помогающие или мешающие ему – это части его личности, каждая из которых важна и играет особую роль. Материнский архетип в психике человека, как и образ матери в сказке, занимает одно из центральных мест.

Мать в книге Сибилл Б.-О. предстает перед читателем и перед героем сказки в разных ипостасях: мачехи, ведьмы, волшебницы, пряхи, помогающего животного… Кто бы мог подумать, что корова – покровительница Двуглазки – это мать, и бабушка Красной Шапочки – это тоже мать, и даже Баба-Яга – это мать.
Сибилл Б.-О. дает исчерпывающую “классификацию” типов сказочной матери, а с помощью подробного анализа сказок дает нам ответ на вопрос, почему в разных сказках мать выступает то в образе доброй старушки, то в обличьи злой ведьмы.

Несмотря на то, что отрицательные материнские образы преобладают, они на самом деле являются положительными, т.к. благодаря препятствиям, которые творит ужасная мать, “герой сказки” (я намеренно взяла это в кавычки, потому что герои сказки – это мы с вами) выходит на новый уровень развития, обретает единство с самим собой. Непременный счастливый конец – это символ удачно завершившейся личностной трансформации.

Стоит также отметить, что автор уделяет огромное внимание символам. Как я уже писала в заметке про Рапунцель, в сказках нет ничего случайного. Любой предмет, животное или число появляются не просто так, а находятся “в нужное время в нужном месте”, символизируя нечто совершенно конкретное и, несомненно, важное.

Благодаря этой книге передо мной открылась дверца в прежде неведомый мир – мир волшебной сказки. Я верю, что всё только начинается, и меня ждут такие же приятные и удивительные встречи.


Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт