PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Что хотел сказать автор

02.03.2009 . Автор: PsychOlga

Прочитала свежий пост Соломатиной про “К чему призывает автор статьи”. И вспомнила ужОс из собственных школьных лет.

На уроках литературы при изучении любого художественного произведения (начиная с “белеет парус одинокий” и заканчивая “что делать”), нам надобно было догадаться, “что хотел сказать автор”. Вот это меня всегда бесило. Ну откуда я знаю, что хотел сказать автор? Только автор сам знает, что он хотел сказать, и в большинстве случаев уже унес это знание в могилу. Но были еще и критики, которые десятками страниц обсуждали то или иное произведение, беря на себя смелость утверждать, что они знают, “что хотел сказать автор”. И творения этих критиков нам полагалось тоже изучать, а в самых запущенных случаях нам давали их слова под запись, чтобы “мы смогли применить их в своих сочинениях”. Не правда ли, очень оригинальный подход к самостоятельной работе? Мне всегда казалось, что сочинение – это изложение мыслей ученика, а не цитирование критиков. Но, видимо, учителю литературы было виднее.

В общем, что я хочу всем этим сказать. Когда человек читает книгу, у него появляются какие-то мысли. (Книги, фильмы, музыка и прочие произведения искусства вообще имеют свойство наталкивать человека на мысли.) И у одного человека эти мысли одни, у другого – другие, у того, кто это сотворил – вообще третьи. И ценность (и цель) любой книги – не в том, чтобы все читатели поняли что-то одинаковое, а чтобы каждый понял что-то своё, то, что на данный момент ему актуально и близко. И вопрос “Что хотел сказать автор?” задавать детям некорректно, это такой же абсурд, как спрашивать, сколько звезд на небе. Надо бы спрашивать: “Что ТЫ понял, читая эту книгу? Какие чувства и мысли появились у тебя благодаря ей?” А поиск всеобщего ответа на вопрос “Что хотел сказать автор?” совсем не учит детей думать, задумываться, прислушиваться к своему внутреннему голосу и эмоциям. А скорее наоборот.

Я так это вижу.


Комментарии (2) на запись «Что хотел сказать автор»

  1. comment number 1 by: cecmpu4ku

    может это потому, что учителя некоторые привыкли мыслить “как все” и детей заставляют так же.. ведь одинаковость не подразумевает креативности и уникальности.. вот и сиди и думай, как все.. стадный инстинкт прививают…
    хотя.. может мыслить “как все” и правда проще…)))

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Да, так и есть.

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт