PsychOlga.ru - сайт о психологах и для психологов. Методики, полезные материалы, рисунки, блог.
Поиск по сайту:

Первосентябрьский пост. Синдром отличника.

01.09.2006 . Автор: PsychOlga

Кто может быть несчастнее хронического двоечника? Правильно. Хронический хорошист.
Если на двоечника давно махнули рукой и оставили в покое, то хорошист живёт под постоянным нажимом: ну давай ещё чуть-чуть, разве ты не можешь дотянуть до пятёрки, ты же совсем не стараешься, вот если бы ты старался…. (и так далее). Человек живёт среди постоянных упрёков и давления, хотя учится лучше, чем многие. (Я даже не преувеличиваю, сама из таких, да и многие из вас тоже).

Я всю жизнь училась хорошо, с несколькими четвёрками. Училась в своём темпе, прилагая ровно столько усилий, сколько хотелось. Как раз столько, чтобы не возникало усталости и отвращения к учёбе. И все эти годы я была под прессиногм родителей и учителей, которые хотели от меня круглых пятёрок (до сих пор не понимаю, зачем им это). И уже ближе к концу учёбы моё “нестарание” хорошо учиться было больше проявлением протеста, чем моим внутренним мотивом. Я уверена, что если бы мне никто никогда не говорил, как я должна учиться, была бы у меня и золотая медаль, и красный диплом (об отсутствии каковых я, впрочем, нисколько не жалею).

А ведь есть люди, которые ради каких-то циферок на какой-то бумаженции жертвовали своим здоровьем и личным счастьем. Я знаю девочку, которая сдавала экзамены на золотую медаль в присутствии комиссии, и настолько нервничала, что несколько раз падала в обморок. В институте плакала над каждой четвёркой. В итоге человек к середине института болеет несколькими хроническими заболеваниями, пьёт биодобавки пачками, гормональные препараты. И многое из этого – из-за гонки за оценками и давления родителей (мама – учительница). Она таки получила свой красный диплом, но какой ценой.
Вы уж простите, но в гробу я видала такой диплом.

Во многих ВУЗах ходит легенда о том, как девочка 5 лет трудилась ради красного диплома, а во время выпускного залезла под стол и съела его (диплом). Миф, конечно (передающийся из уст в уста, из поколения в поколение), но мифы на пустом месте не появляются.

У меня ещё одна была фишка: отличники, которые учились вместе со мной, всегда видели во мне конкурента, претендента на первенство, хотя я таковым никогда не стремилась быть. Они постоянно сравнивали свои оценки с моими, в то время, когда их оценки были мне, мягко говоря, до балды. Я шла в своём темпе, делала то, что мне нравится и не делала того, что не нравится. И я счастлива, что благодаря этому мне до конца обучения удалось сохранить интерес к учёбе, не превратить её в каторгу. Я просто не допускала себя до этой грани.

Когда я отказалась идти на красный диплом, меня спросили, почему. (“Оля, ты же можешь! Почему бы тебе не попробовать?”) На что я ответила: “Я знаю больше, чем многие из вас. Для меня главное – знание, а не оценка в зачётке. Я знаю, что у меня есть эти знания, и я горда этим. Я люблю себя за это. И это для меня – лучшая награда. Большего мне не надо”.


Комментарии (6) на запись «Первосентябрьский пост. Синдром отличника.»

  1. comment number 1 by: yakov_ostov

    такие твои статьи очень меня подготавливают к тому как относиться к будещей учебе детей:) спасибо.
    впрочем сам я был троешником, с переменными четверками петерками. только по литературе, да по истории четверки были.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    И тебе спасибо, Яша!! Ну вот видишь, отсутствие пятерок по литературе не мешает тебя так превосходно писать!

    Ответить

  2. comment number 2 by: Alex Savochkin

    И то правда: я вон посмотрел, как разговаривает, на чём ездит и чем занимается парень-двоечник, с которым мы на физике за одной партой сидели. Отличники в школе нужны только учителям, эффективность которых как раз (отчасти) по средней успеваемости и измеряется какими-то мудаками в руководящих органах.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Только учителям, совершенно верно. Сама так под раздачу попала в 11 классе, когда меня делили, как кусок мяса. До смешного доходило: училка, которая очень хотела меня к себе в класс, звонила мне домой и подговаривала перейти к ней, да еще и просила никому не говорить об этом разговоре ))) Естественно, первое, что я сделала, это позвонила своей классной и всё рассказала. Самым обидным было то, что в конечном итоге оказалось, что классной тоже были нужны мои оценки, а не я (((

    Ответить

  3. comment number 3 by: olgalubich

    Все равно хочется, чтобы мой сын первоклассник учился на 5.

    Ответить

    PsychOlga Reply:

    Моя мама тоже очень хотела, а я ее разочаровала :((((

    Ответить

Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт